Логопедические игры

Игры в звуки для детей 4 лет.


Игра №1 Фонетическая гимнастика.
Правила игры. Начинаем с простых вопросов:
Как тикают часы?- тик-так
Как подзывают цыплят?- цып-цып
Как чикают ножницы? -чик-чик
А затем задают вопросы так , чтобы, отвечая, использовал только отдельный звук:
Как жужжит жук? –ж-ж-ж
Как воет волк? –у-у-у
Как поют комарики? –з-з-з
Как фыркает кот? –ф-ф-ф
Как шипит змея? –ш-ш-ш
И т. д
Вариант этой игры: Звуковые загадки.
Называем какой –то звук, а ребенок придумывает кто(что) может его издавать.
Н-р, кто(что)издает такой звук: З-З,Ш-Ш,Р-Р? И др.
Игра №2. Заводные игрушки.
Правила игры: Заводим ключиком игрушки(игрушки-это дети).Дети начинают двигаться, изображая игрушку и издавая звуки.
Ж- полетел жучок
Р- затарахтел игрушечный мотоцикл
Ц- запрыгала белочка
Ф- фыркает ежик.

Игра №3. Скажи, как я (обучение интонированию звуков).
Игровой материал. Мяч.
Правила игры. Дети стоят в кругу, а взрослый –в середине круга с мячом. Кидаем мяч кому-то из детей, называем слово с интонационным выделением любого согласного звука. Например:
(С)лон
Забо(Р)
Ко(Ш)ка.
Ребенок перебрасывает мяч назад, повторяя слово точно также.

Игра №4 Подберем игрушки.
Игровой материал: игрушки, кукла , картинки с изображением животных и птиц.
Правила игры. В комнате не видных местах лежат предметы, в названиях которых есть звук Ж; флажок, кружок, ножницы, жираф, ежик и др.
Показываем детям новую куклу, говорим, что в имени куклы есть песенка жука(Ж).
Как зовут куклу?- Жанна.
Кукла любит предметы и игрушки, в названии которых есть песенка жука .Какие игрушки дадим кукле?
Игра №5. Дятел.
Правила игры. Ребенок рассказывает потешку:
Дятел дерево долбит ,день-деньской кору дробит.”
После этого он изображает дятла, бьет кулаком о кулак, приговаривает: д-д-д.
В этой игре вводим незаметно для детей понятие твердости-мягкости согласного:
Папа-дятел долбит- Д-Д-д
Маленький птенец- Дь-Дь-дь
Игра №6. Комары и осы.
Игровой материал: картинки
Правила игры: Комары звенят з-з-з, осы поют свою песенку с-с-с.
Услышите песенку комара -помашите крылышками ,а когда услышите песенку осы, то пальчиками покажите, .как она ползет.
Затем называем слова, в которых есть звук С или З, а ребенок движением показывает, какой звук встречается в слове.
Словарный материал.зонт,слон.забор,сахар,сушки,соль,самолет,заноза,дозор,мазать и т.д
Вариант этой игры: Слушай внимательно.
У ребенка в руках 2 картинки :свисток и звонок.
Свисток свистит- С-с-с; звонок звенит- З-з-з.
Говорим слова ,а дети поднимают картинки с изображением свистка или звонка.
Различение звуков Ч-Щ.
Объясняем:
Ч-Ч-Ч- так звучит паровоз. Когда услышите этот звук, изобразите. Как двигается паровоз;
Щ-Щ-Щ- так пилят дрова.
Дети слушают слова и передают движениями звуки Ч или Щ.
Словарный материал: число, шкаф, щенок. Чибис, червяк, шапка, карандаш, щит, чашка, щель. И т.д
Игра № 7 Подскажи кукле звук (формирование навыка выделения последнего звука).
Игровой материал: кукла.
Правила игры:
Кукла очень торопиться. Поэтому некоторые слова выговаривает плохо: не все звуки слышны.
Просим поправить куклу, где необходимо.
На солнышке греется котено…(К)
На него смотрел белолапый щено(К)
Он хотел его догна…(Ть)
А рядом по двору гулял важный пету…(Х)

За ним бегали куриц…(Ы) и цыплят…(А)
Игра №8 Зоопарк (различение мягкости- твердости согласных).
Игровой материал: картонный домик, игрушки, мебель, предметы, фишки.
Правила игры:
На столе картонный домик. Это зоопарк. В него привезли много животных. Но зоопарк небольшой, всем не уместиться. Поэтому в нем поселяться только те животные, в названии которых есть Ль.
Ослику можно войти в зоопарк?- почему?
Льву, леопарду, лисице, готовы удобные клетки. А вот слону, волку и ламе придется ехать в другой зоопарк.
За каждый правильный ответ детям дается фишка.

Игра №9 Заблудились в лесу (первоначальный навык выделения ударного звука).
Игровой материал: кукла, игрушки – зверята.
Правила игры:
В лесу заблудилась кукла и зверята. Ребенок их зовет, т.е. произносит имя с подчеркнутым интонированием ударного гласного:
М-и-и-ша- И
Р-ы-ы-бка- Ы
К-о-о-тик- О
Э-э-дик- Э

Упражнения для говорения

Зарядку для „чистоговорения" начнем с язычка, который является своеобразным дирижером в ротике малыша. Дабы этот дирижер без устали и фальши руководил произношением, вместе с крохой и желательно перед зеркалом (так самому говоруну будет легче контролировать попытки язычка запомнить важные исходные позиции и все волшебные превращения) выполняйте ряд несложных логопедических занятий.
“Лопаточка”. Язычок высунуть, распластать на нижней губке и держать таким совочком 10-15 секунд.
"Чашечка". Ротик широко раскрыть. Язычок поднять кверху, стараясь не прикасаться им к верхним губам. Держать 10-15 секунд.
"Иголочка". Открыть ротик. Язычок сложить тонкой трубочкой и высунуть далеко вперед, удерживая его такой „иголочкой" 10-15 секунд.
"Горка". Ротик приоткрыть. Боковые края язычка прижать к верхним коренным зубкам, а язычковый кончик упереть в нижние зубки. Удерживать язычок мостиком 15 секунд.
"Часики". Скажите ребенку: "Посмотри, как тикают часики, как ходит маятник. Давай поиграем в часики, а маятником будет твой язычок. Подвигай язычком вправо-влево, вверх-вниз".
"Вкусное варенье". Сидя рядом с ребенком перед зеркалом, предложите ему представить, что вы с ним ели очень вкусное варенье: "У тебя испачкалась верхняя губа! Давай-ка слижем с нее варенье язычком. Вот так. " Показывая малышу, как надо слизать варенье, вы делаете движение широким языком по верхней губе сверху-вниз, (а не из стороны в сторону). "А теперь слижи варенье сам".
"Маляр". Скажите ребенку: "Высунь язык, рот приоткрой. Оближи, как маляр кисточкой, сначала верхнюю губу по кругу, потом нижнюю губу по кругу. Сделай это десять раз". (При этом мама отсчитывает количество упражнений.)
"Зоопарк". Предложите малышу превратить язычок в зверей из зоопарка: пошипеть как змея, порычать как лев, почирикать как воробей, пожужжать пчелкой, позвенеть комариком, поцокать копытцами как лошадка и т. д.
Совет: забавную гимнастику желательно проводить, когда у малыша будет свободное от прогулок и игрушек время (не уводите детку к зеркалу специально, иначе у малыша появится стойкая неприязнь к обязательным урокам!). Кстати, очень хорошо и весело получается разминать язычок во время утренних или вечерних водных процедур в ванной комнате.

Рифмы-укротители

Поупражнялись? А теперь подекламируем! В качестве стихотворных тренажеров подойдут забавные четверостишия, потешки, скороговорки, в которых доминирующими окажутся проблемные пары звуков л/р, ш/с, щ/с, ч/т, ж/з. Здорово, если мама с папой сочинят стишки-упражнялки, рассчитанные на особенности произношения собственного чада. Ну а мы предлагаем уже готовые сочинения. Звки Р/Л
Лежит боРовок
В лужице попеРек.
Круглая спинка,
Белая щетинка,
Хвостик кРючком,
Рыльце пяточком.
Звуки Ш/С
Едет Ваня в красной Шапке
На серебряной лоШадке,
Золотой уздой Шумит,
Во все стороны глядит,
Плеточкой маШет,
Под ним лоШадка пляШет.
Звуки Щ/С
У собаки сын – Щенок,
ТаЩит Щепок он мешок,
ТаЩит Щепки через роЩу –
Этот маленький помоЩник.
Звуки Ч/Т
Чик-чик-ЧикалоЧка!
Едет гусоЧка на полЧке,
УтоЧка на дудоЧке,
КуроЧка на ЧуроЧке,
ЗайЧик на тачке,
МальЧик на собаЧке!
Звуки Ж/З
Жук-Жучок, где твой дом?
Под березовым листом!
Где Желтые сереЖки свисли над дорожкой,
Где пушистый заинька ЛоЖится ночью баиньки
Совте: разучивая логопедические стишки, малышу важно делать громкий акцент на проблемных звуках, которые должны произноситься с особым усердием. Не возбраняется в начале (середине) слова громко рыкнуть и шикнуть — главное, чтобы звук получился как можно более чистым и четким! Нет смысла критиковать кроху, если трудные звуки поначалу ну никак не даются. Лучше записывать мамин вариант стишка и пробы непоседы на магнитофон, а зате,м дать детке прослушать для сравнения. Будьте уверены, ваше чадо сделает правильные выводы и успешно преодолеет свои „шепелявки". Даже если успехи ребенка превзошли все ожидания, не загружайте малыша сразу всеми стишками — пусть маленький оратор освоит одно звукосочетание в течение двух-трех дней, то и дело во время прогулки или игры озвучивая непослушные буковки. Затем вводите новые стишки, не забывая при этом повторять пройденный материал, что здорово потренирует и память вашего лепетуна.

Игра "Общий звук"

Цель: автоматизировать поставленные звуки на материале слов, фраз, развивать фонематический слух, связную речь.
 Варианты игры
1.Определить звук, который есть в названиях всех картинок на карточке
2.Определить место звука в слове (после того, как будет определен общий звук)
3.Придумать еще одно слово со звуком, общим для данных слов

4.Составить предложение с каждым из слов

Игра « Улей»

Цель: закреплять умение определять место звука в слове, развивать мелкую моторику.
Ход игры (на примере звука Р)
Взрослый произносит одно слово, ребенок определяет место заданного звука в слове и помещает пчелу в один из ульев.
Слова:  кран, подарок, раковина, загар, корзина, сахар, рынок, рысь, мусор, карта.

Игра "Накорми птиц"

 Цель: упражнять в употреблении предлогов, падежных окончаний, расширять словарный запас, развивать внимание, мелкую моторику.
Подготовка к игре: вырезать птиц по контуру.
Дополнительный материал: семена подсолнечника.
Варианты игры
1. На картинку, там где изображена кормушка, кладутся семена подсолнечника. Затем ребенок берет птичку, сажает в кормушку и говорит  кого кормит: «Кормлю синицу».
2. Ребенку предлагается посадить птиц на ветку дерева, на елку, в кормушку и т.п.
3. Ребенок самостоятельно рассаживает птиц, обозначая их расположение. Взрослый при этом контролирует правильность употребления предложно-падежных конструкций.
4. Когда все птицы побывают в «столовой», взрослый просит ребенка закрыть глаза и убирает какую-нибудь птицу. Затем просит сказать, кого нет.


Игра "Почтальон"

Цель: формировать навык употребления имен существительных в родительном и дательном падежах.
Кон­верты с изображением животного или птицы, означают адре­сата (того, кому предназначено письмо) или адресанта (того, от кого это письмо).
Например:
Письмо корове от курицы. Письмо лисе от мышки. Письмо бабочке от улитки.
Логопед. Лесной почтальон Барсук попросил нас помочь ему разнести письма. Вы будете брать письмо, смотреть кар­тинки и говорить, кому оно и от кого.
При затруднении логопед оказывает помощь наводящими вопросами. Игра продолжается до тех пор, пока Барсук не разнесет все «письма».






Комментариев нет:

Отправить комментарий